— Расул Гамзатович, в наше непраздничное время каково, по вашему мнению, значение праздников, особенно тех, которые остались нам по наследству от советской эпохи?
— Конечно, трудно говорить о праздниках вообще, если чувства праздника нет в душах людей. Но такой день как 1 мая, на мой взгляд, нужен людям именно в такое нелегкое время. Ведь это праздник не только весны и труда, но и солидарности трудящихся, и зародился он тоже в сложную эпоху. Когда на праздничных торжествах встречаешь старых друзей, это уже праздник. Видишь новых людей, знакомишься с ними, и в этом тоже праздник души и сердца. А сейчас, когда люди так обозлены и разобщены, это особенно ценно и дорого. Праздники, конечно, не помогают людям материально, но приобретаемое благодаря им чувство единения дает свои более ценные плоды. Ведь сердечное участие друг к другу подчас важнее всего прочего.
Для многих миллионов людей редкий день похож на праздник, именно на праздник, а не просто красный день календаря, для сытых же праздник каждый день и поэтому они не способны оценить его по-настоящему.
С другой стороны, когда мы говорим, что праздник ушел из нашей жизни, нужно помнить что и небо не всегда ясное и солнечное, бывает оно и дождливым, и грозовым.
Да и поэты, рисовавшие мир только в радужных тонах, не вошли в историю поэзии. Поэзия должна быть правдивой и воспевать будни. Только тогда есть надежда, что будни превратятся в праздники. Можно сколько угодно сетовать на время, но если не думать о том, как изменить его к лучшему и не надеяться, что праздник рано или поздно все же наступит, все останется по-прежнему.
А ожидание праздника — уже большая радость, уход же его — большая грусть. И поэтому я считал неправильным, когда вместе с идеологией советского времени пытались зачеркнуть и праздники, принесенные этой эпохой. Какая разница, каково происхождение праздника, политическое или религиозное. Если он несет добро и радость в души людей, он ценен для всех.
Но, к сожалению, в последнее время, чем больше мы стремимся к праздникам, тем чаще они от нас бегут и уходят. Май — традиционный у нас месяц праздников, и то, что мы смогли сохранить для потомков такие даты как 1 мая и великий день Победы, имеет огромное значение.
Ведь это не только дни парадов и торжеств, это именно то, что способно воспитать нашу молодежь и не дать ей растерять лучшее, что осталось от прошлого.
Я с гордостью вспоминаю, как в Берлине на Рейхстаге я читал штыками нацарапанные строки «Мы из Дагестана». Сейчас там сделали ремонт и все затерли, но именно праздники дают надежду на то, что память об этих великих днях останется и не сотрется в сердцах будущих поколений. Сейчас, когда одним радостно, грустно другим и наоборот, по-моему — так быть не может. Я хотел бы, чтобы радости хватало для всех. Это не радость, если рядом с тобой грустит человек...
— Раньше при слове Дагестан у людей за его пределами возникали ассоциации с нашей самобытной поэзией, уникальными народными ремеслами, богатой историей. Сейчас же зачастую образ республики формируют криминальные репортажи: по-вашему могут ли литература и поэзия изменить что-нибудь к лучшему в этой ситуации?
— Культура может все. Но в наши дни культуру сплошь и рядом заменила физкультура, сейчас за высокую культуру принимают эстраду и цирк. Большая музыка и большая поэзия, увы, уже не в моде.
А ведь положение в обществе и его духовное здоровье напрямую зависят от того, что формирует его вкусы и ценности. А сейчас создалась очень странная ситуация, когда к недостаткам дня сегодняшнего присоединились недостатки прошлого, в то время как все хорошее осталось за бортом.
В последнее время много стали говорить о возрождении наций, но какое возрождение нации без книг, учебников и школ.
Начали говорить о возрождении, а пришли к вырождению всего жизненно важного. Закрываются детские журналы, не выпускаются книги и учебники, в школах учителям не платят зарплату.
Конечно, можно заниматься приумножением частной собственности, но не заботиться о культуре в наше время гибельно.
Культура — это дело государственной важности, и если последствия экономического кризиса можно урегулировать в течение нескольких месяцев, то для восполнения утерянного сейчас культурного наследия уйдут века.
Культура и коммерция слишком разные вещи, хотя, может быть, и не исключающие друг друга. Но искусство и литература никогда не подлежали купле-продаже. Однако сейчас даже они приобретают уродливые коммерциализированные формы.
Литература всегда была на стороне слабых, бедных, униженных и оскорбленных, а сейчас героями нашего времени в произведениях горе-писателей стали главы администраций, банкиры и лидеры национальных движений. И желание угодить здесь подчас настолько велико, что сало мажут маслом и приписывают этим земным людям чуть ли не божественные заслуги. В то время как настоящие слуги искусства живут в нужде, литературные прислужники нового времени подсчитывают барыши. Но время показывает, что и в истории остается только настоящая литература, истинные люди и непреходящие праздники.
— Как Вы считаете, что сейчас больше всего нужно Дагестану и дагестанцам, чтобы праздник вернулся в их повседневную жизнь?
— Приходится признать, что в ближайшие годы, наверное, это невозможно. Сейчас так называемая свобода понимается людьми, к сожалению, как вседозволенность. Жажда богатства, соскучившихся по деньгам людей, поглощает все и вся. Бывшие тюремщики определяют сейчас, что хорошо, а что плохо. Какой же уродливой предстает такая действительность!
Мы живем, к сожалению, в эпоху пропаганды коррупции и беззакония.
Вместо уважения к старшим, защиты слабого и жажды познания молодежи и обществу навязывается дикий закон джунглей.
Хотя с точностью ответить на этот вопрос трудно, да, наверное, и невозможно. Ведь оттого и мучительно думать о сегодняшнем времени, что никогда не знаешь, куда приведет нас рок событий.
Но литература и праздники тем и хороши, что всегда оставляют человеку надежду и веру в лучшее. Думаю, что как бы не сгущались тучи над Дагестаном, вечно так продолжаться не может и солнечные дни тоже не за горами.
Беседовал Мурад АХМЕДОВ
Дагестанский иллюстрированный еженедельник «Дагпресс-инфо»,
№ 17 (73) 1— 7 мая 1998 года.