Была пошлость, была излишняя лозунговость, но была ведь и политика добра, братства. Были планы на будущее, чего нет сейчас. Сейчас забыли, что нельзя иметь дождь, не имея неба. Все человеческие качества перевешивает богатство: есть деньги — значит порядочный человек. Будет сытым общество — будет и счастье. Это далеко не так. Вернемся к дорогам. Говорят, по их качеству можно судить о благополучии страны, о материальном уровне жизни ее граждан. Так вот, еще в тридцатые годы лучшие из трасс Европы строили в Германии. Потом по этим трассам во все стороны поползли танки. Представляете, какие средства нужны были, чтоб вести такую войну?! И какая идеологическая обработка людей шла, раз они взяли оружие. Не от голодухи ведь взяли. Потеряли социальный ориентир. Нет, идеология — это большая сила. Если поставить благородные задачи…
«О моя золотая рыбка, дай мне талант, дай мне усердие, дай мне правдивое и горячее сердце юноши и трезвую мудрость старца! Помоги мне выбрать правильную мою дорогу!
Пусть эта дорога будет каменистой, крутой, опасной. Но не хочу извиваться на ней из стороны в сторону, как змея. «Почему змеи кривые?» — спрашивают горцы и сами же отвечают: «Потому что кривые те дырки, те щели, сквозь которые им приходится проползать». Я человек ведь, а не змея. Я люблю высоту, чистоту, я люблю прямые дороги».
— Расул, а какая, на ваш взгляд, задача из этого перечня самая злободневная на сегодня?
— Большая власть и большие деньги думают, что им дозволено все. Это страшно. Но власть и деньги очень хотят вложить этот вывод о своей вседозволенности в наше сознание. Для этого надо купить поэтов, заставить их писать нужные песни… Это будет по последствиям пострашнее, чем строки о баранах, идущих в наше будущее.
— А что надо, чтоб песен таких не появлялось?
— Запретить вообще заниматься сочинительством!
—?!
— Это не я придумал. Говорят, имам Шамиль запретил сочинять и распевать песни. Когда его спросили, зачем он это сделал, тот ответил: «Я хотел, чтобы остались поэтами только настоящие поэты. Ведь настоящие будут все равно сочинять стихи. А лжецы, лицемеры, ремесленники, именующие себя поэтами, конечно, испугаются моего запрета, смалодушничают и замолчат. Тем самым они перестанут обманывать и народ, и самих себя». Своевременный рецепт. У нас появилось много талантливых жуликов, они на виду, а вот талантливых литераторов глушит хор рифмоплетов.
— А как определить, кто талант, а кто — рифмоплет?
— По запасу совести. Всегда видно, есть ли у автора совесть. И еще, талантливый литератор — он всегда пророк. Недаром аварцы говорят: «Поэт родился за сто лет до сотворения мира». Так что бывают поэты, а бывают те, кого делают поэтами обстоятельства, время, те же власть и богатство.
«Абуталиб сильно тосковал. Любовь его к Хатимат разгоралась все сильнее. И чем сильнее разгоралась она, тем крепче становилась тоска. Тоскующий Абуталиб написал песню, в которой воспел Хатимат и свою любовь к ней. Потом он написал вторую песню, потом десятую, потом двадцатую, а потом он из лудильщика превратился в знаменитого поэта.
Хатимат тем временем вышла замуж за человека по имени Гаджи. А потом развелась с ним и вышла замуж за человека по имени Муса.
Однажды, когда знаменитый поэт Абуталиб шел через базар, его окликнули:
— Эй, Абуталиб, не починишь ли кувшин? Поэт оглянулся и видит Хатимат, старую, сгорбленную, больную.
— Наверно, ты зазнался, Абуталиб. Еще бы! И депутат, и орден на груди. Видно, забыл ты свою лудильную мастерскую. А ведь если разобраться, то я, Абуталиб, сделала тебя поэтом. Не принеси я тогда чинить кувшин, так бы и сидел ты до сих пор лудильщиком на базаре.
— Если на самом деле столь велика твоя власть, о Хатимат, если на самом деле ты умеешь делать из людей поэтов, то почему же ты не сделала поэтом своего первого мужа — Гаджи? Да и песен твоего второго мужа Мусы пока не слышно…
Абуталиб уже ушел, а Хатимат все еще стояла с открытым ртом, не зная, что ответить. Накрапывающий дождь привел ее в чувство.
Итак, никто не властен сделать человека поэтом, если он сам не станет им».
— Дорожники, думается мне, сродни настоящим поэтам. Недаром дороги в горах, там, где серпантин, на строки похожи. Но главная схожесть в другом все-таки. Вам тоже даже в мелочи нельзя сфальшивить. Я вот не помню по фамилиям министров, при которых здесь, в Дагестане, работал. А тех, кто занимался строительством дорог, помню. И отношусь к ним, как к собратьям по творчеству, честное слово!
Беседовали
Вадим АСТАШИН,
Иван КОЗЛОВ,
Николай ПРОКАЗОВ.
Журнал «Автомобильные дороги»,
№ 9, сентябрь 1998 года.