«Я не люблю посредственность судьбы…»

— Наверное, дело еще и в том, что писатели потеряли связь с читателями. Как восстановить эти невидимые нити, без которых творчество во многом теряет свой изначальный смысл?
— Действительно, за это время потерь у нас гораздо больше, чем приобретений. Мы потеряли Бюро пропаганды художественной литературы, существовавшее при писательских организациях по всей стране. А ведь именно оно организовывало поездки писателей в коллективы по городам и районам Дагестана, занимаясь не мнимой, а настоящей популяризацией нашей многонациональной литературы. Раньше тысячные аудитории прислушивались к слову писателей, сейчас же народ больше знаком с героями рекламы. Считаю, что Бюро пропаганды обязательно необходимо восстановить, так как его значение и назначение для дагестанской культуры в свое время недооценили.
Несмотря на огромные сложности с финансированием, когда у нас было сокращено тридцать процентов секций, Союз писателей продолжал вести активную творческую работу. В июне этого года мы провели совещание молодых литераторов, которое выдвинуло целый ряд талантливых молодых имен, пишущих на разных языках. В библиотеке имени Пушкина регулярно проводились литературные четверги, на которых собиралось много интересующейся литературой молодежи. Сегодня время требует восстановить сокращенные секции Союза писателей, представлявшие все народы Дагестана, и особенно русскую, так как наибольшее число молодых литераторов пишет именно на русском языке. Национальные секции не имеют ничего общего с национальными движениями, ведь литература, в отличие от политики — объединяющее начало.
Вместо Бюро пропаганды было создано множество фондов имени известных дагестанских классиков, но их работа в лучшем случае исчерпывалась организацией вечера поэзии того или иного писателя. И здесь, к сожалению, мы не избежали разделения на национальные квартиры, но литературу и историю нельзя перетягивать на себя, как одеяло, ведь от этого ни литература не станет талантливее, ни история славнее. У руля многих фондов и вовсе встали случайные люди, использовавшие имена классиков для личных целей. К счастью, мой фонд в эти сложные годы сумел издать целый ряд книг талантливых дагестанских, кабардинских, чеченских и ингушских поэтов. Мы и в дальнейшем планировали издание северокавказской литературы, но финансовые трудности приостановили это нужное дело.
В эти смутные годы мы лишились и литературного музея, который тоже необходимо воссоздать, ведь там были собраны ныне безвестно исчезнувшие уникальные экспонаты, живая история дагестанской литературы, память поколений.
— С памятью у нас часто было принято обращаться вольно. Как Вы относитесь к переименованию улиц, которое сегодня идет у нас повсеместно?
— Да, сейчас идет массовое переименование махачкалинских улиц, которые теперь будут носить имена известных политических деятелей. Я не против этого, но зачем же трогать улицы, названные именами выдающихся писателей мирового масштаба? Может быть, многие из них не имеют прямого отношения к Дагестану и никогда здесь не были, но ведь они принадлежат всему миру, частью которого является и наша республика. Мы должны гордиться тем, что многие улицы нашего города носят имена всемирно известных людей, а у нас вокруг переименования улиц устраивается настоящая джигитовка. А как же быть с теми, кто внес огромный вклад в развитие республики, но чьи имена тем не менее не были выбиты на табличках с названием улиц? Кто определяет важность и значимость того или иного человека в истории Дагестана? В литературе, например, не бывает расчета на первых и вторых, как в армии, но от этого мы не именуем классиками посредственных поэтов и писателей. Лучше всех ответ на вопрос «кто есть кто?» знает сама история, и гневить ее не стоит.
— Многие говорят, что дагестанская литература испытывает творческий кризис. Как Вы к этому относитесь?
— В последнее время многие в литературе больше заботятся о званиях, чем о произведениях. Но мерилом литературного таланта является творчество, а не регалии. Ни звания, ни поощрения не смогут сделать из плохого поэта хорошего. У нас в республике 16 народных поэтов, и если бы все они представляли собой реальную творческую силу, отношение к литературе в республике было бы совершенно иным. Антинародных поэтов вообще, по-моему, не бывает. Разве Махмуд, Батырай, Ирчи Казак или Етим Эмин не были народными? Обходятся без такого звания великие литературы, и французская, и китайская, и русская. За рубежом талантливых писателей поощряют крупными денежными премиями, которые позволяют им, как говорил Горький, чувствовать себя независимо и быть свободными в творчестве. Наша же история знает, что не всегда высокие награды давались за глубокие произведения. Народным можно стать только тогда, когда правдиво пишешь о своем народе и о времени, в котором он живет — именно в этом назначение настоящей литературы. А у нас даже юбилейные торжества нередко принимают уродливые формы, и поэта, который по значению едва тянет на теленка, чествуют, на радостях, как быка. Раньше даже с праздниками был порядок, а сейчас пытаются чуть ли не каждый год устраивать юбилеи. Мне кажется, больше надо заботиться о памяти ушедших, чем о славе живущих. В горах говорят: пока не пройдет, зиму не хвали, пока жив, поэта не хвали. Я с этим согласен. Одно из моих последних стихотворений называется «Посредственность». Оно обо многом говорит:

Я не люблю посредственность судьбы,
Хотя так много серости на свете
Спешит склонить услужливые лбы
В ту сторону, откуда дует ветер.


Бывает спор меж небом и землей —
И гром, и град, и молний пантомима…
И меж друзьями может грянуть бой,
Лишь серость, как всегда, невозмутима.


Посредственных чиновников толпа,
Как век назад толкается у трона.
И катится, как под гору арба,
Поклон подобострастный за поклоном.


Посредственных поэтов череда
Спешит гуськом на творческую спевку,
И Муза, умирая от стыда,
Выходит на панель продажной девкой.


Заполонила серость все кругом,
И от нее не скрыться, как ни странно.
Захлопнешь дверь, забьешь гвоздями дом —
Таращится она с телеэкрана.


Жужжит реклама, как веретено,
Назойлива, хотя всегда убога.
Она успешно выжила давно
С экранов наших Пушкина и Блока.


Посредственность без меры, без конца
Заполнила высокие трибуны.
И микрофоны, заглушив сердца,
Гремят сегодня громче горских бубнов.


Растерзана могучая страна,
Разъято ложью время и пространство…
И серость вновь от хаоса пьяна,
Напялила корону самозванства.


Оттачивает свой имперский клюв,
Поглядывая в зеркало кривое…
Посредственность, тебя я не люблю,
Но и вражды своей не удостою.


Беседовала Марина АХМЕДОВА

Дагестанский республиканская
общественно-политическая газета «Дагестанская правда»,
№ 228 (22582) 24 ноября 2000 года.