Интервью данное в преддверии Х съезда писателей Дагестана.
— Расул Гамзатович, сейчас писатели Дагестана готовятся к своему Х съезду. С чем подходит писательская организация республики к своему форуму?
— Съезда писателей Дагестана не было уже 10 лет, а по уставу нашей организации съезды должны проходить каждые пять лет. Многие задавались вопросом, почему столько времени не собирался съезд? В связи с этим даже ставили под сомнение жизнеспособность писательской организации. Но писатели не живут отдельно от общества и государства, и те большие события, которые происходили в нашей стране, не могли пройти мимо них. В эти смутные годы неясны были цели, туманны перспективы, и мы не могли ответить на вопросы: что происходит и куда мы идем?
Первый съезд писателей нашей страны состоялся в 1934 году и стал большим событием в жизни нашей Родины. После этого 20 лет вопреки уставу съезды не собирались. Но это были годы войны, разрухи, и все было вполне объяснимо.
Последние десять лет, конечно же, войны не было, но ведь и мира не было тоже. Было борение мысли и столкновение чувств. Все опасались, что после распада СССР писательский союз распадется на несколько союзов. Мы у себя этого, к счастью, не допустили. Хотя во многих республиках так именно и случилось. Где-то союзы писателей были расформированы вообще, а где-то распались на отдельные и подчас враждующие организации. В многонациональных республиках возникло сразу несколько союзов. Даже в Москве и Петербурге, где недавно мы побывали, сегодня по четыре союза писателей, в Кабардино-Балкарии — три, в Калмыкии — два.
Мы же можем гордиться, что в многонациональном Дагестане, литература которого говорит на множестве языков, остался один Союз писателей. Сохранение единого общедагестанского Союза — наше большое достояние. В этом огромная заслуга наших писателей.
Но все же мы не смогли собрать писательский съезд в течение целых десяти лет, так как не было совершенно никаких условий для этого. Сейчас пришло время стабильности и новых надежд. Поэтому мы и посчитали возможным и нужным собрать съезд.
В Союзе писателей за прошедшее десятилетие было много потерь, но и немало приобретений. Самое печальное, что мы потеряли 35 членов Союза писателей, среди которых такие видные литераторы, как Магомедзагид Аминов, Нуратдин Юсупов, Сулейман Рабаданов, Газимбег Багандов, Ахмедхан Абу-Бакар, Хабиб Алиев, Аткай Аджаматов, Анвар Аджиев и многие другие выдающиеся мастера слова. Уход этих писателей — огромная утрата для литературы Дагестана. Смерть вообще большое горе, но потеря писателя ничем не восполнима для его народа и потому ощутима особенно. Задумавшись над этим, нам надо более бережливо относиться другу к другу. Уважение к писателям должно оказываться при жизни. Им должны создаваться все необходимые условия для жизни и творчества.
К счастью, за эти годы в литературе появилось и много новых имен. Не все из них стали значительными писателями, но многие из них прочно утвердили себя в истории национальных литератур. Среди них такие писатели, как Магомед Ахмедов, Атав Атаев, Шамиль Казиев, Шейит-Ханум Алишева, Марина Ахмедова, Миясат Шурпаева, Арбен Кардаш, Айшат Малачиева, Залпа Магомедрасулова и многие другие. Это целая плеяда талантливых писателей. Нельзя, конечно, их отнести к пушкинской плеяде, но они, никому не подражая, продолжают большое дело, начатое их предшественниками в дагестанской литературе. Вообще в дагестанской литературе не было периода, который бы не выдвинул значительных писателей: одно поколение всегда сменяло другое. Дело Эффенди Капиева продолжили Анвар Аджиев, Абдулвагаб Сулейманов, их дело продолжают другие.
Такая преемственность особенно заметна в поэзии и прозе. К сожалению, хуже обстоят дела в драматургии и киносценаристике. Здесь нам все еще не достает чувства новизны. Тем не менее и в этой области есть успехи. Появился ряд серьезных пьес и кинокартин.
Осмыслить это сложное и непонятное время смогли не все. Но писатели показали свою верность идеалам патриотизма и интернационализма, которые особенно ярко проявились во время событий 1999 года. В час испытаний мужество нас не покинуло. Мы были едины в беде со свои народом.
— Каковы основные вопросы, которые будут обсуждаться на писательском съезде?
— Мы обсудим самые насущные проблемы нашей литературы. Всем нам важно осознать, какое место должны сейчас занять писатели в общественной жизни. Мы потеряли своих читателей. Нет полноценной книжной торговли. Писатели последние десять лет находились на голодном пайке, оставшись без какого-либо социального обеспечения, так как были ликвидированы Литфонд и Бюро пропаганды художественной литературы.
Теперь у нас появилось много надежд. Литфонд и Бюро пропаганды восстанавливаются, вновь открывается ранее закрытый Литературный музей. Идет процесс духовного возрождения Дагестана. Отраднее всего то, что этому очень помогает руководство республики, которое, понимает, что без писателей, артистов, композиторов и художников нельзя показать истинное лицо Дагестана. Культуру и литературу невозможно заменить ничем.
В Госсовете недавно прошла встреча руководства республики с писателями, на которой обсуждался широкий круг вопросов, касающихся литературы, и были намечены пути их решения. Многих пожилых писателей руководители республики навещали дома лично.
— Не секрет, что дела с изданием новых произведений писателей и поэтов обстоят очень плохо? Возможно ли решение проблем в этой области?
— Необходимо в корне менять отношение к издательскому делу. Нужно поддержать наше государственное книжное издательство, которое в последние годы находится в очень тяжелом положении. В Дагестане литература выходит на 11 языках, и отсюда проистекают все проблемы. К сожалению, появляется множество книг, изданных частным образом. Эти книги, спонсируемые состоятельными людьми, часто не выдерживают никакой критики. Их содержание убого. Огромное количество безвкусной и бездарной графоманской литературы заполонило полки книжных магазинов. Все это только портит читательский вкус. На издание такой макулатуры впустую тратят много хорошей бумаги, в то время как настоящая литература не издается. Многие хорошие книги годами ждут своей очереди, чтобы выйти в свет. Не говоря уже о том, что некоторые серьезные произведения нужно переиздавать, так как они уже стали библиографической редкостью. Взять, например, двухтомник «Дагестан в русской литературе». Это капитальный труд, который будет полезен не только для профессиональных литераторов, но и для воспитания подрастающего поколения.
Бесцензурная свобода в издательской области привела нас к тому, что незадолго до нападения на Дагестан банд международных террористов в республике открыто заявляли о себе люди им потворствовавшие. У нас даже полулегально печатались плакаты с изображением Басаева и Хаттаба. Зато перестало существовать Дагестанское учебно-педагогическое издательство, созданное в тяжелом для всей страны 1944 году для того, чтобы помочь в воспитании подрастающего поколения. За годы его существования было издано не только много учебников и хрестоматий, но и большое количество национальной детской литературы, книги таких известных детских поэтов как Рашид Рашидов и Нуратдин Юсупов. Кстати, последний был удостоен за детские стихи Государственной премии России. Получается абсурд — в тяжелые годы войны Учпедгиз открыли, а сейчас, в мирное время — закрыли.
К счастью, и в это непростое время продолжают выходить интересные книги. Вышел сборник ранее не публиковавшихся стихов Сулеймана Стальского и собрание сочинений Гамзата Цадасы, выходят однотомные книги наших современников. Наши книги — это наши паспорта, которые нам выдает не отделение милиции, а наша литература… За последние годы у нас отняли многие документы, но наши литературные паспорта остались с нами.
— Расул Гамзатович, что Вы думаете о молодой литературе Дагестана?
— К сожалению, наши национальные литературы развиваются очень плохо. Молодые предпочитают писать свои произведения на русском языке. Это хорошо в том случае, если человек действительно прекрасно владеет русским языком и способен именно на нем ярко выразить свои мысли. Другое дело, если это делается для того, чтобы побыстрей получить признание. Так быть не должно. Признание приходит вне зависимости от того, на каком языке написано произведение. Оно — или плохое или хорошее. Молодые писатели не должны использовать русский язык лишь для приобретения быстрой популярности. Не достигнув в литературе определенного уровня и не став известными даже среди своего народа, нельзя рассчитывать на общероссийское признание. Первое признание надо получить у себя на родине. Оно и станет путевкой в большую литературу. Ведь еще Гете писал: «Чтобы узнать поэта, надо поехать на его родину.» К сожалению, многие молодые писатели уже утратили связь со своими корнями — селениями и районами.
Десять лет в Махачкале не проводилось совещание молодых писателей, которое в прежние времена проводилось каждые два года и всегда выявляло новые таланты. Нам удалось, к счастью, при поддержке Комитета по делам молодежи и туризму при Правительстве республики провести совещание молодых писателей в мае прошлого года. Это было одновременно и радостное и грустное событие. Слишком мало новых имен, по-настоящему ярких талантов! Чувствуется ощутимый разрыв между писательскими поколениями.
Последняя талантливая плеяда молодых писателей пришла в литературу в конце семидесятых годов и сегодня уже подошла к своему пятидесятилетнему рубежу. Это давно уже состоявшиеся дагестанские поэты и прозаики, произведения которых знают не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами.
— Раньше кузницей литературных кадров для всей страны был Московский литературный институт имени Горького. Закончили этот престижный ВУЗ и многие дагестанцы. А как обстоит дело с обучением в нем сейчас?
— Литературный институт от Союза писателей России недавно перешел в ведение Министерства культуры, и теперь в него принимаются только молодые литераторы, пишущие на русском языке. Если бы такое было раньше, Литинститут не смог бы закончить ни я, ни Кайсын Кулиев, ни Чингиз Айтматов, да практически все национальные писатели. Несомненно нужно изменить это положение и вернуть все на круги своя. Ведь мы живем в многонациональной стране, с многоязычной литературой. Десятки дагестанских литераторов за последние десятилетия закончили литинститут, и именно благодаря этому у нас в республике сложилась высокообразованная литературная среда.