Вершины

Дагестан не напрасно называют Страной гор. Базар-Дюзи, Шалбуздаг, Гуниб-гора — вершины, известные на карте мира. Многострадальный поэт Шевченко в поэме «Кавказ» писал: «За горами горы, тучами повиты…»
Великий кобзарь, конечно, имел в виду конкретный образ наших гор. Но не все тогда знали о народе, населяющем эти горы, о его певцах — выразителях дум и чаяний горцев. А среди них были такие вершины мысли и духа Дагестана, которым суждено жить в сердце народов этой страны, покуда вертится Земля.
Я объездил весь мир, в нем много великих имен. И, преклоняясь перед славой творцов мировой культуры, я всегда вспоминал имена творцов дагестанской поэзии. При этом я не сравнивал Батырая с мужественным шотландцем Бернсом или печального Махмуда из аула Кахаб-Росо с гордым лордом Байроном. Я просто думал: каким великим должен быть небольшой по численности народ, вырастивший своих национальных Шекспиров, Бернсов, Байронов, Гете.
Да, за горами есть горы. На карте мира отмечены наши дагестанские вершины. Но народам мира известны и другие вершины Дагестана — вершины его мысли, духа, певцы его. Это — Батырай, Етим Эмин, Махмуд из Кахаб-Росо, Ирчи Казак, Саид Кочхюрский, Щаза, Анхил Марин и многие другие народные поэты прошедших времен. Они творили в прошлом. Но правда и то, что они с нами, они живы для нашего времени, потому что в сердцах своих и песнях несли правду народу.
У кубачинских златокузнецов есть инструмент, с помощью которого отличают фальшивое золото от настоящего, — казаб. Слово и песня классиков нашей поэзии для нас всегда остаются тем казабом, которым проверяется наша честность и наша писательская необходимость для народа…