Уроки

Кирпич к кирпичу, кладка к кладке — так растут стены будущего дома. Литературное творчество тоже имеет свой фундамент, свои пласты. Зачинатели и продолжатели — это и есть закон преемственности, главный принцип художественного развития.
В знаменитых «Литературных мечтаниях» В. Белинский писал о том, что «первые действователи на поприще литературы никогда не забываются, ибо, талантливые или бездарные, они в обоих случаях лица исторические». «Первыми действователями» дагестанской советской поэзии явились Сулейман Стальский, Гамзат Цадаса, Эффенди Капиев, Абдулла Магомедов, Рабадан Нуров, Тагир Хурюгский и другие. Это — старшее поколение, умом и талантом которого проложена поэтическая дорога народов Дагестана, и лучшие представители этого поколения остались в истории не только потому, что шли первыми, хотя идти первым трудно и благородно, а больше всего потому, что обладали громадным, неубывающим с годами талантом.
С. Стальский своей первой песней «Соловей» сказал о том, что цена песни не в обаянии голоса, а в степени полезности людям. Так он с самого начала поэтической деятельности своей программой избрал служение большому делу, и поскольку большое дело всегда причастно к судьбе народа, то народ и признал его своим певцом…
Мой отец, народный поэт Дагестана Гамзат Цадаса, гневно бичевал старое. Итальянскому инженеру Анжелико Омедео поэт сказал: «Я — врач, но врачую не травами, а словами, которые горче трав и лекарства. Я говорю горькие истины своим землякам. Я не только врач. Я сторож при больнице. Излечив, я выметаю метлой старые обычаи и адаты… Ялечу от невежества и темноты».
Абдулла Магомедов — поэт из кумыкского аула Аксай — до конца своих дней работал в родном колхозе.
И глубоко символично то, что С. Стальскому, Г. Цадаса, А. Магомедову в 1934 году как писателям, активно помогающим своим творчеством социалистическому строительству, указом Президиума Дагестанского Центрального Исполнительного Комитета первым присвоено почетное звание народного поэта Дагестана.
Рабадан Нуров, Багаутдин Астемиров с оружием в руках боролись за установление Советской власти в Дагестане.
Мусаиб Стальский, братья Митаровы, Багатыр Магомедов, Абдул-Вагаб Сулейманов, Хизгил Авшалумов мужественно откликнулись на зов Родины и храбро сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Абуталиб Гафуров, Тагир Хурюгский, Казияв Али, Аткай, Шах-Эмир Мурадов, Анвар Аджиев — в жизни и творчестве каждого из них много поучительного.
Хочу особо сказать об Эффенди Капиеве. Это был незаурядный человек. Прозаик, переводчик, фольклорист, организатор литературных сил… больше всего Эффенди был, конечно же, поэтом.
Эффенди Капиев — неутомимый искатель, вдохновенный первооткрыватель древних песен дагестанских горцев и жизнеописаний классиков дагестанской поэзии. Дагестанцы всегда будут благодарны Эффенди Капиеву и за книги «Песни гор» и «Резьба по камню», ставшие для них и для многих других настольными.
Идут годы, с каждым годом, с каждым десятилетием меняются содержание и формы литературы, повышаются требования к идейно-художественному уровню. Нет-нет да и слышишь скептическое отношение молодежи к творчеству родоначальников: мол, созданное ими устарело. Или же встречаешь прямолинейное, бездумное толкование биографических данных классиков, их необразованности в современном смысле слова. Иногда молодые говорят: зачем уж так много учиться? Сулейман был неграмотным, а вот чего достиг — стал «Гомером XX века»! Дело, конечно, не в одной образованности. Но надо помнить и то, что не все ашуги — Сулейманы, не все слепые — Гомеры, не все глухие — Бетховены, не все хромые — Хаджи-Мураты.
Люди, думающие о том, что поэзия прошлого устарела, просто близоруки. Жизнь никогда не устаревает, поэзия наших классиков — сама жизнь во всем ее многообразии и изменчивости.
В начале нашего творческого пути были мудрые и добрые советчики. Они и теперь с нами. За каждую строку, за каждый поступок мы в ответе перед ними. Ими накоплены несметные сокровища поэзии, и мы не должны эти шедевры разменивать на побрякушки, а должны обогащать духовное богатство народа.
Мы не имеем права быть верхоглядами, транжирами и подражателями, а должны жить и работать как истинные ценители и продолжатели. Я счастлив тем, что время возложило на нас такую ответственную и благородную миссию.