— Расул Гамзатович, последние годы стали тяжелым испытанием для дагестанской литературы, и на недавнем расширенном заседании правления Союза писателей республики накопившиеся за это время вопросы были подняты с новой остротой. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
— Состоялся серьезный и содержательный разговор, который давно назрел. Времена были неясные и туманные, и поэтому мы долго не имели возможности так обстоятельно обсудить положение в литературе, а вопросов, требующих ответа, становилось все больше и больше. Само время убедило общество в необходимости дальнейшего развития литературы, состояние которой определялось в последние годы больше экономическими, чем творческими характеристиками. Невнимание к литературному процессу способствовало кризису духовности, размытию нравственных идеалов, а отсюда и многие другие беды. Литература — не плановое хозяйство, но держать высокую планку необходимо и ей, а при плачевном положении писателей это вряд ли возможно. Когда государство пытается подчинить культуру законам рыночных отношений, это плачевно кончается и для культуры, и для него самого. Безразличие и равнодушие к проблемам профессиональной литературы привело к тому, что ей на смену пришли конъюнктурное рифмоплетство, графоманство и сочинительство. Произведений стало мало, а сочинений много. Сейчас за деньги можно опубликовать любую, даже самую заурядную, а подчас и вовсе не выдерживающую никакой критики, книгу. Как нельзя достичь хороших целей, делая плохие поступки, так невозможно идти к нормальному обществу с плохой литературой и экономикой.
На собрании, перед которым шла работа во всех секциях Союза писателей, у нас состоялась предварительная дискуссия на эту тему. Среди обсуждавшихся вопросов были выделены такие важные проблемы, как преподавание литературы в школе, издание учебной и художественной литературы, поддержка писателей. В июне следующего года мы запланировали созвать съезд писателей Дагестана, который подробно рассмотрит эти вопросы и примет по ним соответствующие решения.
— А о чем конкретно пойдет речь?
— Сейчас в республике стали много говорить о необходимости возрождения роли культуры в общественной жизни, но, к сожалению, пока это в основном касалось физической культуры. Радует, что в последнее время определенное внимание стали уделять и другим видам искусства. Впервые в Дагестане появился театр оперы и балета, наша «Лезгинка» завоевывает все новые и новые сердца, проходят юбилеи, фестивали, творческие вечера.
Думаю, что именно сейчас пришло время обратить взоры и на литературу, и на положение всей культуры вообще. Нельзя же ограничиваться юбилейными штампами, вспоминая о высоком только в дни праздников и других тожественных мероприятий. Культура нуждается во всеобъемлющем развитии всех ее областей, ведь не бывает песни без слов или спектакля без декораций. Писателям, художникам, композиторам, актерам необходимо творческое общение и поддержка, и тогда в совместном полете они достигнут новых вершин. Без благоприятствования такому творческому содружеству не может быть полноценной культурной жизни, и отношение государства здесь играет важнейшую роль. В этой связи мы выступили с предложением следующий 2001 год, первый год XXI века, объявить в Дагестане годом духовного возрождения. Возрождение культуры и искусства, по-моему, не помешает, а поможет росту экономики, так как будет способствовать укреплению согласия в нашем обществе. Без духовной пищи любые реформы обречены на провал.
— Каковы Ваши предложения в этой области?
— В запасниках наших музеев лежат уникальные произведения искусства, созданные замечательными мастерами, которые, к сожалению, никто не видит. Поэтому еще недавно осмеянные лозунги «искусство в массы» и «искусство для народа» сегодня, как никогда, актуальны. Мы предлагаем выделить один из старинных особняков в центральной части нашей столицы для размещения этих экспозиций. Кроме того, все еще открытым остается вопрос о завершении реставрации панорамы известного русского художника Франца Рубо «Ахульго», раскрывающей славные страницы дагестанской истории. У Рубо было три знаменитых панорамы: «Бородино», «Севастополь» и «Ахульго», и больше всего он любил последнюю. Восстановление этого полотна и дальнейшая его экспозиция в Дагестане имеет огромное историческое значение, ведь живописец с одинаковым восхищением показал и смелость русских солдат, и бесстрашие дагестанцев.
Тема подвига в наше время зазвучала по-новому, ведь даже в мирные дни списки не пришедших с кровавых полей вновь пополняются новыми именами. В 26 городах России есть памятники «Белым журавлям» и организованные Союзом писателей ежегодные дни «Белых журавлей» собирают в Дагестане многих выдающихся деятелей отечественной культуры. Такие встречи очень важны для укрепления дружбы и общения между народами России и Северного Кавказа. Поэтому мы выступили с предложением строительства в Махачкале, на смотровой площадке на горе Тарки-Тау, памятника «Белым журавлям», который бы стал мемориалом памяти всех славных сынов Родины, павших во всех сражениях за ее честь и достоинство. Конечно же, быстрое осуществление этих планов невозможно, но даже если за 10 лет удастся реализовать все задуманное, это станет первым знаком подлинного возрождения культуры в жизни нашего общества.
Другая важная проблема — подъем разрушенной культурной жизни на местах. Не думаю, что мы правильно сделали, сосредоточив все театры в Махачкале, и обделив другие города Дагестана. Сейчас можно решить эту проблему, организовав там молодежные театры, ведь не одними же КВНами и «Бродягами» воспитывать подрастающее поколение. В то же время многие районы республики остались даже без Домов культуры, которые играли немалую роль в эстетическом воспитании сельской молодежи. Мы приветствуем строительство мечетей и медресе, но никак не реагируем на развал светской культурной жизни в далеких горных районах. Песня не должна мешать молитве, и наоборот. Необходимо, чтобы возрождение религии шло вместе с возрождением культуры, а иначе последствия такого неравномерного развития могут быть непредсказуемыми. К сожалению, сейчас многими медресе руководят совершенно случайные люди, а это не только плохо сказывается на уровне образования молодежи, но и создает опасность ее втягивания в различные экстремистские религиозные течения. Роль ислама в жизни Дагестана всегда была очень велика, но сегодня мы видим, что за его возрождение порой берутся абсолютно невежественные люди. Пытаясь уподобить его себе, они дискредитируют ислам, а это ни к чему хорошему привести не может.
— А как Вы относитесь к современному книгоизданию, ведь сегодня многие профессиональные писатели практически не имеют возможности издаваться?
— В этой области сейчас тоже немало серьезных проблем. В суровые годы войны было создано Дагестанское учебно-педагогическое издательство, которое долгое время обеспечивало республику всей необходимой учебно-методической и художественной литературой. В наше время, когда необходимость в такой литературе только увеличилась, а книг и учебников везде не хватает, его почему-то сочли нужным ликвидировать. Разрушать, конечно же, легче, чем создавать, но всегда нужно думать, к каким последствиям может привести то или иное скороспелое решение. Сегодня при издании книжной продукции количество имеет большее значение, чем качество, и за спонсорские деньги большими тиражами одна за одной выходят в свет яркие с виду и серые по содержанию книги, которые только портят читательский вкус. Уксус никогда не станет вином, в какие бы причудливые сосуды его не наливали.
Писатели предлагают издать серию книг «Библиотека дагестанской литературы». Необходимо продолжить издание многотомной антологии дагестанской поэзии, прозы и драматургии, которая является национальным достоянием республики и нашим завещанием будущим поколениям дагестанцев. Сказки, пословицы и поговорки народов Дагестана также должны быть изданы нормальными тиражами, на хорошем полиграфическом уровне, ведь именно они должны приучать детей с малых лет любить свою землю и культуру.
К сожалению, в советских временах мы оставили немало хорошего, и сейчас нам снова предстоит это возрождать. Тогда регулярно проводились вечера поэзии, дагестанский народ знал свою литературу, потому что даже в самые отдаленные районы республики ездили с выступлениями писательские делегации. Большим подспорьем для укрепления дружбы между народами, в том числе и дагестанскими, в те годы были дни культуры и литературы Дагестана, проходившие в разных городах страны, и такие же ответные визиты к нам делегаций изо всех уголков тогдашнего Союза. Конечно, нужно будет отбросить все то искусственное и наносное, что имело тогда политический пафос, но положительная сущность этих дел должна остаться.
Нам нужно изменить наши лозунги и, избавившись от дикой свободы и нищей независимости, стремиться к дружбе и братству. Уверен, что веками устоявшееся чувство единой семьи народов Дагестана, которое упорно расшатывали националистические силы, не дрогнет и сейчас. От общедагестанского единства мы должны идти к общероссийскому и общечеловеческому, находя точки соприкосновения с помощью литературы и искусства.
— Что профессиональные писатели могут противопоставить тому валу сомнительных изданий, которые хлынули на прилавки книжных магазинов в последние годы?
— Необходим творческий контроль за издаваемой литературой, но речь здесь не идет о политической или какой-либо другой цензуре. Просто, если не поднять планку мастерства для издаваемых произведений, скоро в книжных магазинах, кроме низкопробных книжонок, которые в просторечии называются «чернухой», и сомнительных мемуаров, где неизбежно присутствует самовосхваление, ничего нельзя будет найти. Сегодня любой малограмотный человек, не имеющий к литературе никакого отношения, написав несколько корявых строчек о своем будущем спонсоре, может издать великолепно оформленную книгу. Невероятно, но в то время, когда хорошие профессиональные писатели годами не могут издать свои новые произведения, у нас печатаются целые сборники хвалебных од богатым людям?! Того, кого раньше поэзия высмеивала, теперь пытаются возвеличивать. Новоявленным ашугам нужно вспомнить, что времена придворных певцов давно прошли. Литература — это внутреннее движение души, и заменять ее словесной стряпней не только стыдно, но и опасно.